для вас педагоги
РЕЧЕВОЕ НАСИЛИЕ КАК УГРОЗА ПСИХИЧЕСКОМУ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ ДЕТЕЙ
Защита маленького ребенка от всех форм насилия - актуальная, значимая задача ДОУ. Жестокое обращение с детьми предполагает любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное, в том числе и речевое) насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Психологическое (или эмоциональное) насилие - это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.

Сегодня мы акцентируем наше внимание на речевом насилии, которое совершается с помощью речевых средств. Оно представляет угрозу психическому и психологическому здоровью ребенку.

И.В. Дубровина, доктор психологических наук, академик РАО, вводя понятие «психологическое здоровье», отметила разницу между психическим и психологическим здоровьем: первое, по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; второе - характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями духа человека.

Хотя речевое насилие порой не замечается, поскольку не оставляет видимых следов, в отличие от физического, а иногда проявляется только в частной жизни, последствия его могут быть катастрофическими. Известны случаи суицидов из-за оскорблений, присвоения унизительных прозвищ, угроз физического насилия и т. д. Душевные раны, нанесенные словом, не заживают годами. Особая опасность речевого насилия состоит в том, что оно может перерасти в насилие, представляющее угрозу для жизни человека. Испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем люди стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие, подвергаемые частым приступам гнева и агрессии. изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство жестокости. Косвенное подтверждение этому - увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием.

Кроме того, пережитое речевое насилие оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Исследования показывают, что у людей, подвергшихся речевому насилию, в 1,5 раза чаще наблюдаются симптомы депрессии и тревожности, и в течение жизни эти люди в 2 раза чаще страдают от аффективных и тревожных расстройств. Более 30% участников исследований сообщают о том, что они иногда или часто подвергались речевому насилию (оскорбления, брань, угрозы физического насилия, язвительные замечания о поведении) со стороны родителей. Со временем дети начинают верить негативным оценкам, которые высказываются в их адрес, и используют их как объяснение всего того, что им не удается в жизни.

У людей могут наблюдаться трудности функционирования в супружеской и родительской ролях: выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают сложности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать их физически и нравственно здоровыми.

«Признаки речевого и психического насилия над ребенком».

Признаки речевого и психического насилия над ребенком:

• постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;

• беспокойство, тревожность, нарушение сна;

• агрессивность;

• склонность к уединению;

• неумение общаться;

• нервный тик, энурез;

• вредные привычки;

• задержки умственного развития, плохая успеваемость;

• различные соматические заболевания;

• проблемы с едой;

• излишняя уступчивость или осторожность;

• низкая самооценка;

• антиобщественное поведение вплоть до вандализма.

Формы речевого насилия:

Замечания, высказывания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка (в том числе публичные)

-Принижения успехов ребенка

-Постоянная критика в адрес ребенка

-Подавление инициативы

-Обвинение ребенка (брань, крики)

-Наказание за неправильный ответ

-Некорректное указание по поводу внешнего вида

-Насильственные высказывания ребенка давать ответы на вопросы воспитателя

-Привилегированное отношение к заискивающим детям

-Отказ в утешении, когда дошкольник испуган или подавлен

-Негативная характеристика ребенка

-Отождествление ребенка с конфликтующим или неприятным для воспитателя родителем

-Перекладывание на воспитанника ответственности за свои неудачи

-Открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку

Особое внимание должно уделяться проблеме выявления и предупреждения насилия в образовательных учреждениях.

Среди причин насилия специалисты выделяют следующие:

семейные - мощный потенциал для агрессивного поведения детей создают: недостаток внимания и теплоты по отношению к детям, недостаточный надзор за ними, наличие моделей агрессивного поведения дома, которые могут включать физическое и речевое насилие родителей по отношению к детям или друг к другу;

индивидуальные - темперамент ребенка относится к явлениям, которые определяют основу развития моделей поведения личности и межличностных отношений. Активные и импульсивные дети могут быть более склонны к тому, чтобы стать обидчиками;

социальные – известно, что социальный контекст и надзор имеют решающее значение для частоты проявления и тяжести проблем насилия.

Хотя педагоги не могут контролировать индивидуальные и семейные факторы, формирующие склонность детей к насилию, его тяжесть может быть значительно снижена за счет надлежащего надзора, вмешательств в конфликт и общего климата в учреждении. Надзор за детьми имеет первостепенное значение. Необходимо, чтобы социальный климат в учреждении был полон теплоты и принятия всех детей, чтобы поведение детей и педагогов по отношению друг к другу строилось по высоким стандартам. Педагогам стоит помнить о том, что Закон РФ «06 образовании» предусматривает в ст. 56 административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Возникает вопрос, можно ли педагогам избежать отрицательных оценок в повседневной практике?

Оценка – первый элемент психологически грамотного взаимодействия с детьми. Это обратная связь, помогающая дошкольнику сориентироваться в своей активности, нормах поведения и в собственном «Я». Она – основа для формирования самооценки ребенка.

Иногда эмоции, вызванные поступком ребенка, настолько сильны, что мешают педагогам адекватно отреагировать и дать взвешенную и объективную оценку случившемуся. В такой ситуации типичная ошибка воспитателя – прямая, чаще всего негативная оценка личности ребенка в целом, а не отдельного его поступка. Хороший воспитатель старается разобраться, что же произошло с ребенком, а педагог «не на высоте» оценивает его характер и личностные качества. Именно здесь и пролегает граница между профессиональным и непрофессиональным общением, или психологически грамотным и безграмотным взаимодействием.

Чем отличаются между собой высказывания в колонках «Оценка» и «Я-сообщение»?

Какую информацию получает ребенок из оценочного высказывания колонка 2 и 4?

Легко ли было сформулировать «Я-сообщение»?

Вывод: осуждая порицая, критикуя ребенка, мы чаще всего задеваем его личностные качества и тем самым не способствуем развитию у него ответственности за конкретные поступки, а так же формируем неадекватную самооценку. Давая обратную связь в виде «Я-сообщение», мы демонстрируем ребенку наше отношение к его поведению через вербализацию собственных эмоций и чувств, предоставляем ему выбор изменить свое поведение или продолжить его, но затем нести ответственность за последствия.

ГЛАВНЫЕ ЛЮДИ

Самые Главные люди на свете

Это большие и малые дети!

Ради кого каждый день или век

Лучшую жизнь создает человек?

Ради кого создается семья?

Ради кого зеленеют поля?

Ради чего надо взрослым трудиться?

Чтобы могли ими дети гордиться!

Солнце встает, зажигаются звезды,

Птица поет, и качает березы,

Пчелка жужжит, рыба плещет в реке

Только для Главных людей на земле!

Чтобы всем лучше жилось на планете,

Должны быть здоровы и счастливы дети! Будьте здоровы и счастливы!

Шпаргалка для воспитателей: признаки насилия

Что понимается под физическим и психическим насилием, а также моральной жестокостью? Как можно выявить такое неравноправное отношение к ребенку?

Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия.

Психическое состояние и поведение ребенка...



...в возрасте 1,5-3 года:

• боязнь взрослых;

• редкие проявления радости, плаксивость;

• реакция испуга на плач других детей;

• крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до бёзучастности;

...в возрасте 3-6 лет:

• примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

• пассивная реакция на боль;

• болезненное отношение к замечаниям, критике;

• заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

• псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

• негативизм, агрессивность;

• жестокое отношение к животным;

• лживость, воровство;

• склонность к поджогам.



Поведение родителей или попечителей:

• противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;

• несвоевременное обращение за медицинской помощью;

• инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

• обвинение в травмах самого ребенка;

• неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;

• отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

• невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;

• рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.)

Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности ребенка.

К этой форме насилия относятся:

открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

оскорбление и унижение его достоинства;

угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

предъявление чрезмерных требований, не соответствующих, возрасту или возможностям ребенка;

ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального насилия.

Психическое состояние и физическое развитие ребенка:

• задержка физического и умственного развития;

• нервный тик;

• энурез;

• печальный вид;

• различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

Поведение ребенка:



• беспокойство или тревожность;

• нарушение сна;

• длительно сохраняющееся подавленное состояние;

• агрессивность;

• склонность к уединению;

• чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

• угрозы или попытки самоубийства;

• неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

• плохое усвоение программного материала;

• низкая самооценка;



• нарушение аппетита.

Поведение взрослых:

• нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

• оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

• постоянное чрезмерно критичное отношение к нему;

• негативная характеристика ребенка;

• отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;

• перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

• открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) - отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка - признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:



• утомленный, сонный вид, опухшие веки;

• санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

• низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

• задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

• задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

• мастурбация;

• частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;

• многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи;

• повторные случайные травмы или отравления;

• постоянный голод и (или) жажда;

• кража пищи;

• стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;

• требование ласки и внимания;

• подавленное настроение, апатия;

• агрессивность и импульсивность;

• деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

• неумение общаться с людьми, дружить;

• неразборчивое дружелюбие;

• регрессивное поведение;

• трудности в обучении, усвоении программного материала, недостаток знаний;

• низкая самооценка.



Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции



Детское общество оказывает многогранное влияние на пси­хическое развитие ребенка. Положение ребенка в группе, харак­тер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом.

Становление личности дошкольника будет полноценным лишь при условии благополучия эмоционально-психологиче­ского климата группы, когда каждому в ней «легко дышится». От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального ком­форта.

В реальной жизни, однако, выявляются дошкольники, кото­рые «непопулярны» среди сверстников и на первый взгляд ни­чем не выделяются из общей группы. Они не дерутся, не так уж часто плачут и, следовательно, не обращают на себя внимание воспитателя. Но педагог, которого волнует атмосфера в его группе, не сможет обойтись без информации о неблагополучных (непопулярных, изолированных) детях.

Поэтому данная категория детей нуждается в помощи взрос­лого, чтобы в дальнейшем эти трудности в общении со сверст­никами не повлияли на их развитие. И чем раньше мы обратим внимание на возникшие у ребенка отрицательные переживания, тем легче сможем избежать их закрепления в структуре лич­ности.

Психологический портрет непопулярного ребенка.

В дошкольном возрасте интенсивно происходит социально-личностное становление дошкольников. Отношения между детьми динамичны, они развиваются на протяжении всего до­школьного возраста, обогащается и усложняется коммуникатив­ное поведение детей. И уже в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ре­бенком общественно значимых норм и правил.

Общаясь, старшие дошкольники начинают устанавливать дружеские отношения, у них возникают довольно устойчивые симпатии и антипатии. Результатом взаимодействия со сверст­никами является возникновение особых межличностных отно­шений, от качества которых зависит и социальный статус ребен­ка в детском сообществе, и уровень его эмоционального ком­форта. В старшем дошкольном возрасте в детском сообществе наиболее востребованными становятся нравственные качества, такие как мягкость, отзывчивость, способность помочь, усту­пить, доброжелательность.

В основе этих качеств - особое, личностное отношение к сверстнику, когда другой ребенок является не конкурентом, а самоценной и уникальной личностью.

Такие отношения складываются у некоторых детей уже к концу дошкольного возраста, и именно они делают ребенка успешным в сфере общения и популярным среди сверстников.

У детей свои критерии оценки членов коллектива, они не всегда и не во всем совпадают с мнением взрослых. Так, ребе­нок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в по­ложительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей, и, получая признание, ребенок радуется, гордится.

Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то он становится раздраженным, печальным или назой­ливым, с частыми вспышками гнева и приступами страха.

Эти дети ощущают по отношению к себе равнодушие свер­стников или их снисходительность. Это говорит о низком стату­се ребенка в группе сверстников, об эмоциональном неблагопо­лучии, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие.

Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окру­жающими выражается в виде различных эмоциональных пере­живаний: разочарования, обиды, гнева или страха. Эти дети обидчивы, становятся агрессивными.

В одних случаях подобные переживания могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях. Также возможны и иные проявления: в особой избирательности дейст­вий, поступков, отношений с другими людьми.

У непопулярных детей, как правило, отсутствуют избира­тельные контакты, узок круг общения, они не являются члена­ми устойчивых игровых объединений, а их личностные каче­ства низко оцениваются детьми. Их принимают на роли, кото­рые не захотели играть другие.

В других случаях непопулярные дети идут по пути беспре­кословного подчинения лидеру, становятся его тенью и таким образом получают его защиту, купаются в отблесках его славы. Таким детям постоянно не хватает общения со сверстниками. Чувства их остры: они могут испытывать привязанность к кому-либо или ненавидеть кого-то за пренебрежение к себе.

Изолированные дети не могут удовлетворить основную по­требность, характерную для данного возрастного этапа, - по­требность в совместной игре со сверстниками. Тот, кого не при­нимают в игру, тяжело переживает свою отверженность.

1.3. Причины непопулярности детей среди сверстников.

Причины непопулярности ребенка в группе сверстников мо­гут быть различными. На социометрический статус ребенка влияют:

• уровень развития навыков общения;

• привлекательный (непривлекательный) внешний вид;

• степень развития игровых навыков;

• обладание заманчивыми игрушками, предметами.

В старшем дошкольном возрасте в детском сообществе наи­более востребованными становятся нравственные качества, та­кие как мягкость, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность.

В основе этих качеств - особое, личностное отношение к сверстнику, когда другой ребенок является не конкурентом, а самоценной и уникальной личностью.

Такие отношения складываются у некоторых детей уже к концу дошкольного возраста, и именно они делают ребенка ус­пешным в сфере общения и популярным среди сверстников.

Немаловажное значение имеет отношение воспитателя к ре­бенку. Неприязнь, раздражение и игнорирование, демонстриру­емые невербальными способами на взаимодействии с ребенком, красноречиво сигнализируют о чувствах педагога. А поскольку взрослый является авторитетом и носителем образцов желатель­ного поведения для детей, они неосознанно могут перенимать его негативное отношение к воспитаннику. (ПРИМЕР)

Это же правило работает и в позитивном плане - положи­тельная оценка, внимание и поддержка, оказываемая ребенку воспитателем, повышают уровень его привлекательности в гла­зах сверстника и способствуют налаживанию межличностных отношений.

Ребенок может не отвергаться сверстниками, но сам не же­лать общения с ними (в случае неразвитой потребности в обще­нии, при эмоциональных и поведенческих нарушениях, далее мы подробнее рассмотрим некоторые из них). Случается, что из-за частых заболеваний и длительного пребывания вне коллекти­ва ребенок не имеет возможности укрепить и поддерживать свои отношения с ровесниками.

Некоторые личностные особенности, например заниженная или завышенная самооценка, также могут быть причиной непо­пулярности ребенка, неприятия его детской группой.

У детей, имеющих трудности в общении со сверстниками зачастую преобладает отчужденное отношение к другим детям. Оно может иметь различные проявления: от выраженной агрес­сивности и враждебности до полного ухода в себя, что выража­ется в замкнутости и застенчивости.

Шпаргалка для воспитателей

«Основные стратегии психолого-педагогической помощи непопулярным детям»

• Переориентация недоброжелательного отношения к нему детей, изменение социальных установок и выработка системы положительных оценок. Научить детей видеть в сверстнике до­стойного партнера, радоваться успехам других, восхищаться личными качествами детей, развивать социально-перцептивные качества: рефлексию, эмпатию, идентификацию.

• Важно переориентировать самовосприятие самого ребен­ка: вызвать интерес к своему внешнему виду (одежде, прическе и др.), личностным достоинствам. Поэтому первостепенное зна­чение здесь имеет активно-положительное отношение педагога к детям, который обнаруживает и демонстрирует самому ребен­ку его положительные качества.

• Внимание педагога направлять на внутренние пережива­ния ребенка, использование эмоционального комментария взрослым всего происходящего, что поможет ребенку эмоцио­нально откликнуться на происходящее. Предложить ребенку самому стать комментатором наблюдаемых игр сверстников, их споров, конфликтов.

• Чтение художественной литературы, рассматривание кар­тинок, где отмечаются с помощью вопросов взрослого особен­ности проявлений человеческих взаимоотношений, способы взаимодействия людей. Таким образом, ребенок косвенно при­обретает опыт коммуникативной деятельности. Включать ре­бенка в условия реального общения с наиболее доброжелатель­ными детьми, поддерживая все попытки общаться.

• Создать ситуацию успеха для детей и сделать их заметны­ми для сверстников.

• Обогащение представлений детей о собственно игровой деятельности: привлечение внимания к сюжетам игр, содержа­нию игровых действий, последовательности, к игровым умени­ям сверстников, их веселому жизнерадостному настроению.

• Обучение детей реализации игровых замыслов, выполнению иг­ровых действий (вначале в игре-занятии с воспитателем), фор­мирование умения сосредотачиваться на своей роли, использо­вать по назначению игрушки, стимулирование ребенка к приду­мыванию собственной игры. Необходимо научить детей пони­мать замысел товарища, рассказывать о своем, планировать совместную игру, определять последовательность действий.

• Предложить ребенку ведущую роль в игре, но при этом он должен быть точно осведомлен взрослым о функции его роли и вытекающих правилах, о главной и промежуточной целях со­вместной игры.

• Расширять контакты детей, выявляя партнеров со схожими интересами.

• Включение дошкольников в различные виды социальнополезной деятельности при одновременном формировании по­ложительного отношения к ней и закреплении положительных переживаний, связанных с успехом в деле на общую пользу. Мотивация: помощь другу, помощь своей группе, судья кон­фликта. Главное, чтобы ребенок реально проявил социальнозначимое качество.

• Общественное мнение детской группы.

• Обеспечение ребенку возможности зрительного воспри­ятия непривлекательности норм поведения отрицательных пер­сонажей литературных произведений, мультфильмов. Упраж­нять ребенка в применении этически ценных норм взаимоотно­шений, научить его использовать приемлемые в обществе спо­собы разрешения конфликтов.

• Прием моделирования совместной деятельности, где ре­бенку предоставляется возможность быть режиссером и стро­ить, например, систему взаимоотношений героев сказки. Уп­ражнения в этически ценных формах общения, в таком поведе­нии, которое бы никого не оскорбляло, не унижало, не приводило к конфликтам.

• Утешение, сочувствие помогает ребенку избавиться от чувства вины, гнева, смущения, беззащитности.