Выявление репрезентативной системы помогает педагогу обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе воспитательно-образовательной работы, что позволяет вести более эффективную коммуникацию — говорить с ребенком на одном с ним языке. Если педагог сможет донести один и тот же материал в нескольких репрезентативных системах, это значительно облегчит воспитанникам процесс усвоения новой информации и повысит эффективность образовательного процесса.
Понятие репрезентативной системы Репрезентативная система — это каналы получения и обработки информации из окружающего мира.
Все дети разные, поэтому и воспринимают окружающий мир каждый по-своему: один ребенок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунки и необычные предметы.
Первый ребенок —
аудиал, он ориентирован на слуховое восприятие информации, ему важно, что он слышит.
Второй —
кинестетик, воспринимающий мир через ощущения тела: тактильные (прикосновение), температурные, двигательные, обонятельные (запах), вкусовые.
Третий —
визуал, для него главной является зрительная информация.
Среди взрослых еще встречаются
дискреты — те, кто перерабатывает информацию путем ее логического осмысления с помощью цифр, знаков, схем.
Дискрет встречается нечасто. Человеку с таким восприятием сложно выражать свои эмоции или говорить о чувствах, потому что у него активно работает логика и ему необходимо всему найти объяснение. Но, несмотря на это, в душе такие люди очень чувствительны и ранимы.
Среди дискретов много программистов, шахматистов, ученых и исследователей. От них часто можно услышать: «это нелогично», «анализирую», «выясняю». Поскольку такие люди воспринимают окружающий мир через логику, то и в общении с ними необходимы логические доводы, желательно научно обоснованные.
СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Модальность — форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной).
Ведущая модальность — это наше предпочтение в сенсорной пище, с помощью которой мы лучше всего понимаем происходящее.
Часто разные модели восприятия сочетаются, но, сталкиваясь с новой информацией, ребенок, как правило, прибегает к наиболее удобной для него, которая называется
доминантной, или
ведущей модальностью восприятия. В среднем среди модальностей восприятия: аудиалов — 15 %, визуалов — 40 %, кинестетиков — 40 %, дискретов — 5 %.
Чтобы успешно организовать воспитательно-образовательный процесс, педагог должен знать особенности каждого ребенка, проявляющиеся при восприятии, запоминании, переработке и использовании информации, и с учетом этого выбирать тот или иной способ общения. Если он совпадет с ведущей модальностью, ребенок будет прекрасно справляться с поставленными перед ним задачами, результативно работать с материалом и хорошо его запоминать.
Рассмотрим основные характеристики каждого типа.
Характеристики типов репрезентативной системы Поскольку
дети-аудиалы познают окружающий мир через звуки, они раньше других начинают говорить, имеют большой словарный запас, до мельчайших подробностей помнят, кто, что, где, когда и как сказал; с легкостью запоминают имена и с такой же легкостью забывают лица.
Такие малыши любят слушать музыку, аудиозаписи сказок, вести разговоры, что-то обсуждать, доказывать, умеют убеждать и уговаривать — дети-аудиалы очень общительны. Они могут придумывать различные истории и игры (однако при этом сами не любят участвовать в подвижных играх).
Аудиалы могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным и моторным восприятием (например, им тяжелее дается поиск различий на картинках, не всегда получается ловко залезать на горку, быстро и долго бегать), поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.
В речи они часто употребляют слова: послушайте, слышишь, шумно, тихо. С легкостью запоминают то, что слышат. Однако легко отвлекаются на звуки.
Разговаривая с ребенком-аудиалом, полезно использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Для быстрого приобретения необходимых навыков ему можно предложить комментировать то, что он делает.
При восприятии информации
дети-визуалы больше полагаются на зрительные ощущения. Они быстро запоминают цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон.
Визуалы ненавидят объятия, поцелуи и сюсюканья, однако охотно поговорят на взрослые темы (на расстоянии вытянутой руки).
Любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. Их занятия и игры основаны на взаимодействии глаз и рук. Такие детки предпочтут рассматривать картинки в книжке, а не слушать сказку. Думают они образами, у них бурная фантазия. Для их речи характерно употребление слов «посмотрите», «красивый», «яркий», «вы видели» и проч. Внимание устойчивое, небольшой шум им не мешает.
Для ребенка-визуала важно, что на нем надето, он сам выбирает цвет колготок, платья, кофточки. Девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам. Визуал довольно аккуратен (для своего возраста), он, например, не полезет в лужу, потому что ботинки будут грязными, а следовательно, некрасивыми.
Воспитывая малыша-визуала, необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности, физической координации. В процессе проведения непосредственно образовательной деятельности и игровых сеансов рекомендуется использовать цветные иллюстрации, готовые схемы для подкрепления нового материала зрительными образами.
Познание мира
детьми-кинестетиками происходит с помощью прикосновений, движений. У них хорошо развита моторика, они много двигаются, обычно рано начинают ходить. Такие малыши любят активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, им трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом.
Про кинестетиков говорят, что они «смотрят руками» — любят все трогать, ощупывать. Ничего страшного, что игрушки таких малышей недолговечны — разбирая, они познают мир. Им трудно усидеть на месте, занимаясь одним делом.
Очень привязаны к маме, долго не слезают с рук, любят забираться на колени, обниматься. Поэтому таких детей надо чаще ласкать, прижимать к себе, целовать и как можно меньше употреблять любимую большинством родителей фразу «Не трогай!».
В речи кинестетиков присутствует огромное количество качественных прилагательных. Они часто используют слова «чувствую», «ощущаю», «холодно», «жарко», «мягко», «больно». С трудом концентрируют внимание и легко отвлекаются. Помнят общее впечатление, лучше запоминают, двигаясь.
В ходе непосредственно образовательной деятельности или игрового сеанса не рекомендуется заставлять их сидеть долгое время неподвижно, таким детям следует давать моторную разрядку.
Версии песни «В лесу родилась елочка» в зависимости от типа репрезентативной системы Аудиал-версия: «В лесу мы слышим песенку — то елочка поет. Зимой и летом, громкая, со скрипом ель растет. Метель ей пела песенку: „Спи, елочка, бай-бай", мороз играл на дудочке: „Ты, слышь, не замерзай!" Вокруг нее веселую мы песенку поем. Звенит она игрушками — так шумно мы живем!»
Визуал-версия: «В лесу я вижу елочку. Смотрю — она стоит. Гляжу и вижу: стройная, зеленая, блестит. Метель глядит на елочку, очерченную ясно. Мороз увидел елочку: „На вид она прекрасна!" В широкой перспективе обрисовалась ель. Мелькнула тень лесничего — остался серый пень. И вот она, нарядная, блистает на балу. А дети в ярких шапочках играют на снегу».
Кинестетик-версия: «В лесу я чую елочку. Растет на ощупь ель. Зимой и летом чувствую, что есть у елки цель. Метель, погладив елочку, укутала снежком. Мороз об елку стукнулся — умчался кувырком. Тяжелою походкою прошел в лесу лесник. Взмахнул лесник топориком — и лес в мгновенье сник. И вот она, пушистая, на праздник к нам пришла и массу теплой радости детишкам принесла».
Дискрет-версия: «В лесу возникла елочка. В центральной полосе. Функционально стройную, ее ценили все. Порывы ветра снежного вводили елку в транс. Температуры низкие случаются у нас. Прохожий озадаченный случайно проходил — мужчина нашу елочку ножовкою спилил. Теперь она на празднике работает в ДК. И стала популярною нам темой для стиха!»
Модель «Ключи глазного доступа» Впервые предложена американским психологом
В. Джеймсом, заметившим взаимосвязь между движением глаз и сенсорной модальностью, в которой в данный момент человек обрабатывает информацию. Еще до того, как человек сформулирует свой ответ, его глаза начинают совершать определенные движения, указывая тем самым, какую репрезентативную систему он использует (см. рис.)
1.