для вас педагоги
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК
НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.

В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сказав так:
"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".

подумайте о последствиях:
Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.
ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
и вовремя исправьтесь

Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!".
Сказав так:
"Горе ты моё!"

подумайте о последствиях:
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.
и вовремя исправьтесь
"Счастье ты моё, радость моя!"
Сказав так:
"Плакса-Вакса, нытик, пискля!"

подумайте о последствиях:
Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.
и вовремя исправьтесь
"Поплачь, будет легче…".
Сказав так:
"Вот дурашка, всё готов раздать…".

подумайте о последствиях:
Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.
и вовремя исправьтесь
"Молодец, что делишься с другими!".
Сказав так:
"Не твоего ума дело!".

подумайте о последствиях:
Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.
и вовремя исправьтесь
"А ты как думаешь?".
Сказав так:
"Ты совсем, как твой папа (мама)…".

подумайте о последствиях:
Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.
и вовремя исправьтесь
"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".
Сказав так:
"Ничего не умеешь делать, неумейка!".


подумайте о последствиях:
Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.
и вовремя исправьтесь
"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".
Сказав так:
"Не кричи так, оглохнешь!"

подумайте о последствиях:
Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.
и вовремя исправьтесь
"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".
Сказав так:
"Неряха, грязнуля!".

подумайте о последствиях:
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.
и вовремя исправьтесь
"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"
Сказав так:
"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).

подумайте о последствиях:
Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.
и вовремя исправьтесь
"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".
Сказав так:
"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!".


подумайте о последствиях:
Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.
и вовремя исправьтесь
Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".
Сказав так:
"Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!"

подумайте о последствиях:
Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.
и вовремя исправьтесь
"Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".
Сказав так:
"Уйди с глаз моих, встань в угол!"

подумайте о последствиях:
Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.
и вовремя исправьтесь
"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"
Сказав так:
"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!".

подумайте о последствиях:
Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.
и вовремя исправьтесь
"Давай немного оставим папе (маме) ит.д."
Сказав так:
"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!"

подумайте о последствиях:
Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.
и вовремя исправьтесь
«На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".
Сказав так:
"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!".

подумайте о последствиях:
Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.
и вовремя исправьтесь
"Как ты мне нравишься!".
Сказав так:
"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!"

подумайте о последствиях:
Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.
и вовремя исправьтесь
"Смелее, ты всё можешь сам!".
Сказав так:
"Всегда ты не вовремя подожди…".

подумайте о последствиях:
Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.
и вовремя исправьтесь
"Давай, я тебе помогу!"
Сказав так:
"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!".

подумайте о последствиях:
Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.
и вовремя исправьтесь
"Держи себя в руках, уважай людей!".
Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.



Как часто вы говорите детям:

  • Я сейчас занят (а)…
  • Посмотри, что ты натворил!!!
  • Как всегда неправильно!
  • Когда же ты научишься!
  • Сколько раз тебе можно повторять!
  • Ты сведёшь меня с ума!
  • Что бы ты без меня делал!
  • Вечно ты во всё лезешь!
  • Уйди от меня!
  • Встань в угол!

Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка:

  • Ты самый любимый!
  • Ты очень многое можешь!
  • Что бы мы без тебя делали?!
  • Иди ко мне!
  • Садись с нами…!
  • Я помогу тебе…
  • Я радуюсь твоим успехам!
  • Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
  • Расскажи мне, что с тобой…

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!